Слава Шадронов о 10-летии Электротеатра Станиславский

Продолжаем публиковать отзывы о праздновании десятилетия Электротеатра. Слава Шадронов поделился впечатлениями о речи Бориса Юхананова, о юбилейном показе "Вакханок" и о праздничном концерте актеров и сотрудников театра
Как и к остальным амбициозным культпроектам середины 2010-х, я поначалу относился к Электротеатру Станиславский не без скепсиса... но кажется — чему сам прежде всего радуюсь — именно с ним (похоже, что только с ним единственным...) ошибся. По крайней мере за 10 лет при всех изменениях внешних обстоятельств в Электротеатре случилось много чего значительного и привлекательного, в том числе и лично для меня как зрителя. С одной стороны, это репертуарный театр — а в его репертуаре спектакли, как и в любом нормальном театре, есть разные, есть очень разные... а есть даже и просто хорошие, мои любимые, которые я не раз, не два готов смотреть. Кстати, по случаю юбилея пересмотрел и "Вакханок" Теодорооса Терзопулоса, премьерой которых 10 лет назад Электротеатр открывался — тем более, что их больше уже точно не будет до конца сезона и, скорее всего, не будет в прежнем составе... а нынешний и так отличается (что заметно особенно по ансамблю Вторых Вестников) от премьерного. Но второй раз увидеть "Вакханок" мне было важно скорее в ритуальном аспекте — тогда я смотрел их, стоя на балконе, сейчас из ближнего партера... спектакль, допустим, качественно в своем роде выстроенный, конечно, декоративен, и его претензии равно и на "авангардизм", и на традиционализм выглядят надуманными, новаторство Терзопулоса осталось в прошлом веке, архаика же у него изначально стилизованная (в лучшем случае) и довольно искусственная, особенно если сравнить со свежими "Вакханками" Юрия Муравицкого (также присутствовавшего на праздновании 10-летия Электротеатра), идущими неподалеку (чуть дальше "вдоль по Питерской", на Ленинградском проспекте), решенными через переосмысленные в сегодняшнем ключе методы "комедии дель арте", потому что справедливо полагать (и еще в "Медее" Камы Гинкаса тот же принцип реализовался почти двадцать лет назад), трагедию на сцене всерьез играть сегодня невозможно, тогда как постановка Теодороса Терзопулоса, при всей эффектности выразительных средств, донельзя серьезна. Однако, по счастью, избытком "сурьеза" вовсе не грешат собственные опусы руководителя Электротеатра, вскоре ожидается следующая премьера Бориса Юхананова, очередной мега-проект "ПикНик", но и предыдущие, в первую очередь мой любимейший "Пиноккио", с недавних пор существующий и в театральном, и в кинематографическом воплощениях (а фильм сильно отличается от спектакля, и одно другого не подменяет) —
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4769192.html
— тотально самоироничны, как и собственные, от первого лица, высказывания Бориса Юрьевича, которые можно воспринимать одновременно и как "проповедь", и как "стендап". После его предшествовавшего демонстрации "Вакханок" юбилейного спича про "волшебные автомобили", которые "мчатся по золотым туннелям", прорываясь в "метафизическое", я тоже позволил себе выступить — впервые, по-моему, с 10-летия телешоу "Дом-2" (к созданию которого, между прочим, Борис Юрьевич тоже причастен...) — немножко "поумничал" насчет "постиронии" и "метамодерна" (дескать, Юхананов формировал свои творческие принципы на фоне постмодернистских мод, и в них плохо вписывался, опережая время, а сейчас моды Юхананова догнали), но это, допустим, схоластическая (и опять же "постироническая") фигня; вот что хотелось бы зафиксировать в связи с 10-летием Электротеатра - это сознательный и фундаментальный отказ Бориса Юхананова и в собственном творчестве, и в должности руководителя институции, от иерархических "вертикальных" установок и от манипулятивных приемов; по желанию то, что он делает, можно воспринимать и как мистическое откровение, и как отвязное распиздяйство (коль скоро он себя называет "московским распиздяем" сам); вернее, одно другого не отменяет и не исключает, наоборот, работает как лампочка, эмблема заведения, выключатель от которой у тебя под рукой, щелкаешь, переключаешь, и меняешь "оптику" по собственному вкусу, желанию, настроению... — по-моему убеждению, искусство только вне манипуляции и возможно (дидактику, любой идейной наполненности, я не воспринимаю), но тут еще обнаруживается любопытный момент, что не всякая даже открытая структура дает постороннему в руки рычаг управления оптикой взгляда на нее, и в отличие от в чем-то близких, аналогичных форм (у Юрия Погребничко к "выключателю" и близко не подпустят... — беру пример из явлений сопоставимого художественного масштаба), юханановские остаются полностью в твоем распоряжении, субъективном и спонтанном... это чрезвычайно ценный, пожалуй что уникальный на русскоязычном театральном пространстве опыт! И сам Борис Юрьевич, напоминающий доктора Фаустролля в своих "патафизических" деяниях и суждениях (а с годами даже внешне стал на него похож, точнее, приблизился к моим о нем представлениям), так что относится к "лампочке" — не как к источнику "просвЯщения", но как к предмету игры: нажал — отпустил, включил — выключил, светло — темно, ужасно — весело. Юбилейный концерт, впрочем, обошелся без "страшилок", ну или они, во всяком случае, тоже получились веселыми: артисты в узнаваемых (на глаз постоянного зрителя Электротеатра — но других на празднике и не ожидалось) костюмах из репертуарных постановок исполняли эстрадные хиты: песни "Маэстро", "Розовый фламинго", "Моя бабушка курит трубку" и т.д. становились - в рамках отдельно взятого концертного номера — частью игровых структур "Октавии. Трепанации", "Пиноккио", "Синей птицы"... но опять же, ничто не мешало воспринимать их в формате караоке-дискотеки... вспоминая попутно, как на премьере оперы "Галилео" во Электродворе некая девушка в белом платье точно так же отвязно (и прекрасно) танцевала под атональную мелодекламацию; прелесть созданного Юханановым мира (в пространстве и Электротеатра как институции, и простигосподи мировой культуры...) в том, по большому счету, и заключается, что тебе ничего готового тут не навязывают: хочешь — медитируй, а хочешь — пляши и пой... если какой-то "стойкий принцип" в основе этого "параллельного" (и театру, и не только) мира закладывается изначально, то сводится он к предоставлению всякому приглашенному в него абсолютной свободы... что характерно, за 10 лет ни разу не довелось наблюдать, чтоб кто-то ей совсем уж неприемлемо злоупотребил.
