Интервью с Андреем Безукладниковым
17 февраля 2024
Андрей Безукладников. Ночь в ЦДА, 1988

На портале Desiiign вышло интервью с фотохудожником Андреем Безукладниковым. Андрей — автор огромного количества уникальных фотографий, отражающих жизнь позднесоветского и российского андеграунда, мастер художественной фотосъемки спектаклей, а еще — очень важный человек для архива Бориса Юхананова и создатель этого сайта. В 1994–1999 гг. — сооснователь и арт-директор дизайн-бюро «Онегин», с 1999 года — сооснователь и руководитель просветительского онлайн-ресурса Photographer.ru.

«... фотография — это больше, чем профессия, это путь к пониманию жизни, людей и самого себя»

Художник Гор Чахал. Спектакль-перформанс Гора Чахала и Камиля Чалаева «Хождение Афанасия Никитина за три моря». Москва. 1986. Художник Сергей Жегло. Якиманка, Москва. 1988
Художник Гор Чахал. Спектакль-перформанс Гора Чахала и Камиля Чалаева «Хождение Афанасия Никитина за три моря». Москва. 1986. Художник Сергей Жегло. Якиманка, Москва. 1988

Начало пути

Моя страсть к фотографии зародилась, пожалуй, так же, как и у многих: в детстве, когда родители подарили первый фотоаппарат. С тех пор я – принципиальный самоучка, хотя и получил формальное образование фотографа в колледже. Изучал фотографию через книги и советы других фотоэнтузиастов. В качестве активного участника пермского фотоклуба я не упускал возможность посещать фотофестивали, которые во множестве устраивались по всему Советскому Союзу… С середины 80-х я переселился в Москву и продолжил самообразование, расширяя пространство до Парижа, Кёльна, Цюриха с их музеями и частными галереями, книжными магазинами с их бездонными полками книг по искусству и фотографии… Я мог проводить там дни, каждая новая монография вдохновляла на творчество.

Режиссер Борис Юхананов. Москва-река. 1987
Режиссер Борис Юхананов. Москва-река. 1987

Фотография ‒ это...

Я воспринимаю фотографию как сочетание техники и искусства. Она не только фиксирует реальность, но и предоставляет возможность исследовать суть вещей, обнажая их внутреннюю красоту и форму. Каждый кадр является попыткой установить порядок в хаосе окружающего мира, создать гармонию и баланс, идеально сочетая свет, тень и форму.

Фотография также служит документальным свидетельством, сохраняя историю для будущих поколений. Она играет важную роль в освещении социальных проблем и культурного разнообразия, действуя как инструмент для социальных изменений.

На личном уровне, фотография — это мой способ самовыражения и самоисследования. Каждое изображение отражает мой внутренний мир и взаимодействие с окружающей средой. Фотография объединяет меня с миром и открывает путь к новым открытиям, внешним и внутренним.

Я вижу фотографию не как процесс или результат, а как многогранный мир, в котором переплетаются техника, искусство, документация, социальное значение и личное выражение.

Художник Герман Виноградов. Перформанс в Союзе театральных работников. Москва. 1988
Художник Герман Виноградов. Перформанс в Союзе театральных работников. Москва. 1988

Художник Гор Чахал. Перформанс в кафе. Москва. 1986
Художник Гор Чахал. Перформанс в кафе. Москва. 1986

Художник Инал Савченков. Показ Гоши Острецова. Москва. 1987
Художник Инал Савченков. Показ Гоши Острецова. Москва. 1987

«Таро»

Каждый из моих проектов занимает особое место в моем творчестве.

Расскажу здесь про один из них. Проект под названием «Таро» воплотился в результате моего увлечения оккультными знаниями в 1990-е годы, когда литература этого жанра появилась среди книжных развалов Москвы. Однажды, мои поиски привели меня к репринтному изданию «Предсказательного таро» Папюса, которое стало моей настольной книгой. Тогда же я познакомился с Сержем Плантуре, парижским букинистом, который обнаружил мою увлеченность Таро во время визита в мою мастерскую. Серж рассказал мне о проекте свой новой коллекции артефактов «Математика и Магия» (Mathématiciens & Magiciens), предназначенной для представления на международной ярмарке букинистов, и предложил создать уникальную колоду Таро для этой коллекции… Случилось это в 1992 году.

Я решил создать Старшие Арканы Таро, 22 символические карты, отражающие ключевые этапы человеческой жизни. К 1992 году, после 12 лет занятий фотографией у меня накопились тысячи негативов. Мне нравится число 12, так как в нумерологии оно символизирует космический порядок, его ассоциируют с завершенностью и цикличностью. Я почувствовал, что настало время подвести итоги этого жизненного цикла и использовать накопленный материал для воплощения Старших Арканов Таро… Спустя 9 месяцев работы, серия из 22 фотоколлажей была завершена и представлена в рамках проекта «Математика и Магия», став символом моего исследования взаимосвязи между магией и математикой, искусством и наукой, видимым и невидимым.

Ну, а мой главный проект – это Photographer.ru – просветительский онлайн-ресурс, посвященный творческой фотографии, но я выступаю там не в роли фотографа.

Император, Влюбленные, Повешенный, Башня, Справедливость, Отшельник, Дьявол, Смерть, Луна, Дурак. Старшие арканы Таро. 1993

Взаимодействие с дизайнерами

В начале 1990-х моё творческое путешествие тесно переплелось с московскими дизайнерами и дизайн-студиями, среди которых студия «Директ Дизайн» заняла особое место. С первого же совместного проекта с «Директ Дизайном», между нами зародилось нечто значительно более важное, чем обыденные рабочие связи — это превратилось в духовное родство. Леонид Фейгин, Дмитрий Перышков и Владимир Семенихин внушили мне уважение к прикладной фотографии, к которой я ранее относился скептически; они пробудили глубокий интерес к ней, показав её истинную ценность и многообразие. Их требования к уникальности, творческому подходу и неповторимости фотографий для российских и международных брендов стали для меня мощным стимулом к саморазвитию. Они настаивали на том, чтобы каждое моё изображение несло в себе отпечаток индивидуальности, отражая не только суть бренда, но и мою собственную творческую сущность.

Встреча и работа с Василием Копейко укрепили мою веру в то, что при желании можно освоить любые вершины.

«Камера обскура»

«Камера Обскура» вписала себя в историю как ведущее российское издание, посвященное искусству фотографии, с первым номером, увидевшим свет в 1996 году. Быть хедлайнером его дебютного выпуска стало для меня предметом гордости. Журнал, к сожалению, прекратил свое существование после трех выпусков, но оставил заметный след. Из пепла «Камеры Обскура» возник мой долгосрочный проект Photographer.ru, который в 2024 году отметил свой 25-летний юбилей. Закрытие журнала привело к тому, что мой друг, издатель Сергей Косьянов, безвозмездно передал мне архивы, которые стали основой для Photographer.ru — проекта, ставшего делом моей жизни.

Режиссер Борис Юхананов. Москва. 1988
Режиссер Борис Юхананов. Москва. 1988

Музыкант Анжей Захарищев фон Брауш, художник Мария Персик, актер Игорь Кечаев. Москва. 1989
Музыкант Анжей Захарищев фон Брауш, художник Мария Персик, актер Игорь Кечаев. Москва. 1989

Фотография и культура

Связь между фотографией и культурой я вижу как диалог между прошлым и настоящим, где каждое изображение служит мостом, соединяющим историю и современность. Через свои работы я пытаюсь показать, как культурное наследие влияет на современную жизнь, как традиции сохраняются и преобразуются под влиянием времени… Каждое изображение — это история, которая может рассказать о культуре гораздо больше, чем слова.

Я верю, что фотография способна сохранить культурное наследие для будущих поколений, делая его доступным и понятным. Это важная миссия каждого фотографа — быть хранителем культурной памяти и интерпретатором ее языка для мира.

Художник Юрий Чернышов. Москва. 1984. Поэт Татьяна Щербина. Москва. 1988
Художник Юрий Чернышов. Москва. 1984. Поэт Татьяна Щербина. Москва. 1988

Дизайн и культура

Дизайн и культура находятся в постоянном взаимодействии. С моей точки зрения, дизайн — это язык, который отражает культурные ценности, традиции и изменения в обществе. В каждом штрихе дизайна закодированы исторические, социальные и культурные контексты, которые делают его неповторимым и значимым… В то же время, культура формирует запросы к дизайну, определяя, какие визуальные и функциональные решения будут восприняты как актуальные и важные.

Дизайн и культура взаимосвязаны настолько глубоко, что порой трудно определить, где начинается одно и заканчивается другое…

Айдин, страж леса из Турции. Фрол, страж леса обладает даром убеждения. Градибор, страж, создающий силу волшебства. Радибор. Страж–художник, привержен высоким идеалам. Из серии «Лесная стража». 2022

Дизайн и искусство

Вопрос о границе между дизайном и искусством — это вопрос о природе творчества и функции визуальных форм в нашей жизни. С моей точки зрения, эта граница существует, но она не жесткая и не абсолютная, а скорее условная и подвижная. Дизайн и искусство переплетаются, влияют друг на друга и часто разделяют общее пространство творческого исследования.

Дизайн, как правило, обладает четко определенной функцией и целью. Он решает конкретные задачи, улучшая функциональность и удобство предметов, с которыми мы взаимодействуем каждый день. Искусство же стремится к выражению идей, эмоций, поиску и исследованию новых форм и концепций, не всегда подчиняясь функциональным ограничениям.

Однако в современном мире эти определения становятся все более размытыми. Многие дизайнеры подходят к своей работе как к форме искусства, используя ее для выражения собственного видения и идей. В то же время, современные художники, исследуя новые способы взаимодействия с аудиторией и пространством, часто используют методы и подходы, традиционно считающиеся территорией дизайна.

Как мне кажется, граница между дизайном и искусством проходит скорее внутри нас, в нашем восприятии и интерпретации того, что мы видим…

Художник Сергей Жегло. Москва. 1989. Музыкант Евгений Калачёв. Москва. 1988
Художник Сергей Жегло. Москва. 1989. Музыкант Евгений Калачёв. Москва. 1988

Обучение фотографии

Мой путь в фотографии — это история бесконечного обучения, исследования и вдохновения, которое я черпал у множества людей и из разных источников. Прежде всего, я учился у жизни, наблюдая за миром вокруг. Каждый момент, каждый снимок стал моим учителем, позволяя мне лучше понять и чувствовать визуальный язык фотографии.

Важную роль в моем обучении сыграли и мастера фотографии прошлого и настоящего. Изучение работ великих фотографов, таких как Анри Картье-Брессон, Ирвин Пенн, Ансель Адамс и многих других, дало мне понимание глубины и многообразия фотографического искусства… Не меньшее значение имели друзья и товарищи из других творческих цехов – режиссеры театра и кино, прозаики и поэты, живописцы и графики, дизайнеры и архитекторы, врачи и экстрасенсы, ученые и инженеры… Обмен опытом и идеями, совместные проекты и дискуссии с такими людьми – это лучшая школа. Кроме того, я многому научился, изучая искусство, литературу, кино, архитектуру… Я продолжаю учиться. Обучение для меня — это непрерывный процесс, который никогда не заканчивается.

Фото из спектакля Бориса Юхананова «Орфические игры. Панк-макраме». Электротеатр Станиславский, Москва. 2021
Фото из спектакля Бориса Юхананова «Орфические игры. Панк-макраме». Электротеатр Станиславский, Москва. 2021

Фото из спектакля Бориса Юхананова «Орфические игры. Панк-макраме». Электротеатр Станиславский, Москва. 2021
Фото из спектакля Бориса Юхананова «Орфические игры. Панк-макраме». Электротеатр Станиславский, Москва. 2021

Фото из спектакля Бориса Юхананова «Орфические игры. Панк-макраме». Электротеатр Станиславский, Москва. 2021
Фото из спектакля Бориса Юхананова «Орфические игры. Панк-макраме». Электротеатр Станиславский, Москва. 2021

Личная мотивация и сверхзадача

Моя работа — это моя страсть и способ исследования мира. Для меня фотография — это больше, чем профессия, это путь к пониманию жизни, людей и самого себя. Основная мотивация моей работы заключается в желании зафиксировать моменты человеческого опыта, запечатлеть их красоту, сложность и многогранность. Я стремлюсь передать через свои снимки эмоции и истории, которые заставляют зрителя остановиться и задуматься, почувствовать связь с моментом, зафиксированным в кадре.

Сверхзадача моей работы — внести свой вклад в искусство фотографии, продолжая традиции великих мастеров и в то же время исследуя новые техники и подходы, появившиеся в последнее десятилетие, которые позволяют мне выражать свое видение мира.

Личная мотивация моей работы глубоко связана с бесконечным стремлением к самосовершенствованию, как художника, так и человека. Каждый проект, каждый снимок — это новый вызов, возможность узнать что-то новое, преодолеть собственные ограничения и расширить границы своего мастерства. Фотография для меня — это способ коммуникации с миром, форма диалога, который позволяет мне выражать свои мысли и чувства, делиться ими с другими.

Я работаю ради создания значимого искусства, которое останется актуальным и вдохновляющим через годы, сохраняя в себе отпечаток времени и эмоциональную силу момента.

Сцены из спектакля Бориса Юхананова «Пиноккио», по пьесе Андрея Вишневского. Электротеатр Станиславский, Москва. 2019
Сцены из спектакля Бориса Юхананова «Пиноккио», по пьесе Андрея Вишневского. Электротеатр Станиславский, Москва. 2019

Сцены из спектакля Бориса Юхананова «Пиноккио», по пьесе Андрея Вишневского. Электротеатр Станиславский, Москва. 2019
Сцены из спектакля Бориса Юхананова «Пиноккио», по пьесе Андрея Вишневского. Электротеатр Станиславский, Москва. 2019

«... каждый снимок — это новый вызов, возможность узнать что-то новое, преодолеть собственные ограничения и расширить границы своего мастерства».

Источник