Памяти Бориса Юхананова. Часть 2
21 августа 2025
Фото Олимпии Орловой

Sergey Nikolaevich:

В юности он был похож на цыгана. Черные волосы по плечам, нос с горбинкой, жгучий взгляд. Носил высокие сапоги и что-то даже вроде поддевки. Эх, залетные! При этом чувствовалась порода. И какие-то совсем не ухарские манеры, выдававшие мальчика из хорошей семьи.

Однажды Боря Юхананов рассказал мне чудесную историю. В детстве он жил с родителями во Вьетнаме. Отец был журналист-международник. У них там была вилла, за ворота которой ему было настрого запрещено выходить.

Более того, родители постоянно пугали его неким чудовищем, которое обитало в пагоде на соседнем озере. Будто бы оно непременно похитит Борю, если тот не будет по утрам расчесывать свои волосы. Они у него всегда были длинные, вились кольцами и были жесткие как проволока… Стричься он не хотел. В общем таким патлатым и чернооким Маугли он однажды выбрался за железные ворота с целью обследовать окрестности. И даже дошел до озера. Никакого чудовища там не встретил и уже собирался вернуться, как тут на его пути возник рикша.

Слово за слово, они как-то разговорились. Даже не очень понятно, на каком языке.

Тем не менее рикша понял, что Боря никогда не видел Ханоя, и предложил его покатать на себе по городу. Тот бесстрашно сел в повозку и отправился смотреть город. Путешествие вместе с заездом в дом рикши и небольшим перекусом лапшой и рисом заняло около 6-7 часов. За это время родители Бори успели выпить все имевшиеся запасы валокордина, поставить на ноги всю ханойскую полицию и даже дозвониться Косыгину в Москву.

Когда Боря в целости и сохранности вернулся, радости их не было предела. Но для вида они все-таки решили непослушного сына примерно наказать - запретили идти вместе со всеми на просмотр нового фильма «Человек Амфибия».

По иронии судьбы спустя много лет исполнитель главной роли в этом фильме прекрасный актер Владимир Коренев сыграет в спектакле Юхананова «Синяя Птица» свою последнюю роль Тильтиля. Уверен, что в том спектакле о «вечном детстве» незримо присутствовал и мальчик Боря, когда-то не испугавшийся встречи с чудовищем. Он хотел все время что-то открывать, познавать, удивлять и удивляться самому. В давнем спектакле «Буря» своего учителя Анатолия Эфроса Боря играл Калибана, чудовище и дикаря, каким никогда не был. На самом деле он был принцем в изгнании, сосланным в наш дикий край, который он не уставал исследовать, образовывать, просвещать. Недаром он так гордился, что у него в Электротеатре есть отличный книжный магазин.

Сегодня Борис Юхананов нас покинул, чтобы отправиться в свое последнее путешествие. Легкой дороги, mon prince!

Источник: https://www.facebook.com/sergey.nikolaevich.96/posts/pfbid02Sp7xedJBrEcx2wku3PN357UbH7bYMes2PER1WpAqN5My2M7r73vTA3dzczNraKPdl

 

Alexey Munipov:

C Юханановым связано одно из моих самых сильных театральных впечатлений — студентом я попал на его "Вишневый сад" в какой-то из версий. Это было, если я правильно помню, где-то в районе будушего Газгольдера, в странном месте, сам показ тоже был странный, попадали на него по каким-то впискам, шел он два дня, точнее, два вечера, часов по 5-6 . И это был не столько "Вишневый сад", сколько спектакль про невозможность его поставить. К концу первого вечера все забуксовало, на сцену вышел сам Юхананов и начал обсуждать с актерами и публикой, что происходит, в какой точке мы сейчас вообще все находимся и куда нам из нее имеет смысл плыть. Все это было настолько ни на что не похоже, что я не помню, как добрался домой, и как потом вернулся на следующий день (чтобы обнаружить уже совершенно другой сад). Но точно помню это ощущение — текучей, темной, магической материи, разливающейся по залу. Это был не вполне спектакль, и бессмысленно было бы оценивать его как зрелище, все было немного нескладное и нелепое, но это был безусловно театр в самом высшем смысле, помощнее самых "сделанных" и знаменитых постановок.

Потом, много лет спустя, я это чувство испытал еще раз, в комическом варианте. У нас с БЮ была рабочая встреча, по поводу, скажем так, одной возможной коллаборации, которую хотел и в которой был заинтересован Электротеатр, они же и были инициаторами встречи — его помощницы обо всем более-менее заранее договорились, а Юхананов просто должен был это как-то мимоходом благословить, сама задумка была совершенно не его масштаба. Но, памятуя о своих старых впечатлениях, я заранее предупредил коллег, что можно буквально шагнуть в другое измерение. Так оно и вышло — БЮ открыл рот, и как-то так получилось, что не Электротеатр нам, а мы Электротеатру должны, причем непонятно даже как, но это уж совершенно точно. Причем видно было, что никакого особого умысла у БЮ не было, никаких выгод он не преследовал, это получалось совершенно само собой, как во сне, просто потому что мы вошли в это поле - оно просто не выключалось. Он был маг и гипнотизер, конечно. И удивительный служитель театра, буквально — жрец. Так странно, что мы это наблюдали, кто издалека, а кто очень близко, сейчас, в наши дни.

Источник: http://facebook.com/munipov/posts/pfbid02eRWZ2GzYBD7XVEVBoYTh1GoqyD9AYgoqBZDLbtQmoVFeVzq1dK3friT41Gtzw5YNl

 

Luchinel Ainuriel:

Великий Мастер
Творец Миров и Вселенных
Сущность Дракона, Легионера, Чёрного Лиса, Богини Исиды, Волчицы-Интергала .......
И для моей судьбы просто Сверлийский принц
Отправился творить на более широких просторах
Так как этот план реальности слишком слишком тесен для многомерной сущности такого масштаба
Будем же и мы двигаться к бесконечному неопровержимому и бессмертному
"ооодуванчик жил да жииил
и однажды пооооонял
что на свете смерти неет
тоолько ветер в пооле"

Источник: https://www.facebook.com/luchinel.ainuriel/posts/pfbid0ddrwv241PbeKxsbA3Qg1De4NWRULobbN6q61zN2s6RYoQbZTFgZY9ry1nsGC7uZjl

 

Алиса Завенягина:

Умер Борис Юхананов… Невозможно…

Нас когда-то познакомил Клим и одно время мы втроем ходили на спектакли и сидели в кофейнях - двое длинноволосых удивительных брюнета и одна златовласка. Брюнеты много говорили об искусстве, а златовласка предпочитала сиять и баловаться. Было радостно.

Однажды на мою фразу : «Ну вот, Борис, вы с нами - и все хорошо» он ответил : «Знаете, Алиса, давайте я буду СНАМИ»…
И я на салфетке написала ему стих
Борис
Какой сюрприз
Вы с нами
СНАМИ
Спустились сверху вниз
В дня серебристой раме
СоткАлись, соткалИсь.
В кофейне темной душной
Витает отблеск золотых волос
А может рой кофейных ос
А может лев воздушный ловит тени
Но вот вопрос
Что надо сделать, чтобы удалось
Шесть рук моих устроить на коленях?..
Вы - гений
Борис
Вы видите насквозь
Как сами говорите
Так смотрите
Моя почти прозрачна плоть
Но мне не побороть
Соблазна
Быть развязной
И чушь пороть
Простите
Ведь много общего у нас
Цвет глаз
Я больше не могу придумать рифмы!!!

Источник: https://www.facebook.com/alissa.zavenyagina/posts/pfbid023eHpg2vW6wLh1KXU7Zxsbv8cvH1Nt6aGFd1N85yxZQcM2j19fb1KTMN5qpRHWKVRl

 

Alena Antonova:

Мой Хюгге.

Начиная с 2018 года я фактически не покидала стен Электротеатра Станиславский (исключение - последние месяцы; плотный график дистанцировал меня).

В пандемию и после нее просто «жила» там.

Это был один из немногих театров - если не единственный, где для меня почти каждый спектакль безупречен. А отсмотрела я там их десятки. Некоторые дважды и трижды.

Это мой хюгге. Моё убежище.

Я отдавала себе отчет, что это всё - Борис Юхананов, которого я знаю с 1997 года. Вне зависимости от режиссера-постановщика конкретного спектакля. Любой спектакль утверждался худруком и со-творялся с ним (так происходит в Электротеатре).

Я не понимаю, кто его сможет заменить в Электротеатре. Включая его Учителя Анатолия Васильева (дай бог ему здоровья).

Это про «незаменимых не бывает».

А вот. Бывает.

Борис, прощай.

Легкого перехода!

Источник: https://www.facebook.com/alena.antonova.12/posts/pfbid0v36jCyZHnvHprSjsbsCo2p9oPLNxm5vPMEreSVq5gnAbVYM3c2dwgCuRXPzUw3Tl

 

Александр Снегирев:

Думал про Юхананова в последние дни. Откуда я вообще про него узнал и всё такое. Банальное начало текста ко дню похорон героя, ну а как ещё. Короче, Антонио мой однокурсник предложил подработать — обихаживать гостей телешоу, там я прижился — продюсер Тариэл пригласил проводить кастинги, подменить Юру, который сейчас занят в «Фаусте» некоего Юхананова. Про «Фауста» тогда писала «Афиша» и я подумал, значит, круто. Кастинги мы проводили вместе с Мариной, она рассказала про Олю и пригласила на показ «Сада». Был июнь 2001 года. Я надел коричневые ботинки на голую ногу и чувствовал себя очень модным, возможно, так и было. От «Сада» я полностью офигел. Ничего подобного я не видел, зрелище показалось мне настолько лишённым какого-либо театрального кривляния, настоящим, естественным и крутым, что к метро я шёл очень медленно. Обычно я быстро хожу, а в ту ночь от Центра Мейерхольда до Новослободской шёл лет сто. Думал про Олю, которую увидел на сцене в роли (если так можно сказать) Раневской, а потом в курилке. Подумал, Марина права — Оля вау.

В 2003 мы уже работали с Олей, делали простенькое комедийное телешоу, набивая его сюрреализмом и панкухой, и в конце летней сессии решили устроить вечеринку для группы и для друзей на старой даче моего деда. Дед был замом министра в Союзе, дача у него 6 соток с летним домиком 6х6 метров, который к 2003 году окончательно перекосило. Днём того дня мы сняли в поле возле дачи заставку для титров — ведущий Юра ходил среди высокой травы в обтягивающем серебряном трико, с пластмассовым пистолетиком в руке и в шарообразном аквариуме на голове. Типа, гость из далёких миров. Вечером съехались гости и дедушкины заросшие 6 соток превратились в рейв. Траву устилали ковры, мы с Олей целовались в надувном бассейне, в теплице был лекторий. Это, заметьте, 2003 год, мода на лекции внутри вечеринок пришла лет пятнадцать спустя.

Теплица и была, и есть, самое надёжное строение на дедушкиной даче. Теплица противотанковая, из железных рам. Из неё вытащили сорняки, землю разровняли, постелили пол, устлали ковром, расставили стулья. Любая теплица — готовый садовый павильон. Подозреваю, мы осуществили эту идею даже раньше великого архитектора Бродского. Короче, вы уже догадались, в ночной теплице, светящейся огнём ламп и свечей, царил Юхананов. Как я сказал, пригласили не только участников съёмок, но и друзей. БЮ приехал, просто бухать, курить и флиртовать он не умел, он принялся вещать и делал это так, что существенная часть совершенно неподготовленных к нему гостей набилась в теплицу и слушала, не отрываясь. Остальные слушали через открытые окошки. Подозреваю, ни до, ни после, теплица не знала такого накала внутри себя.

Сейчас я понимаю, что лет БЮ тогда было столько, сколько мне теперь. Потом мы сидели с ним в разных странах за разными столами, сидели на его мастер-классах и спектах, «Золотого осла» я видел раза три, а это пятидневный спект по многу часов каждый день. БЮ обладал свойством наркотика - это видно по людям, застрявшим в его гравитации: они имитируют его речь, его интонации, его жестикуляцию, думая, что постигли его самого. Ученики БЮ часто соперничали за его благосклонность как женихи соперничают за благосклонность своенравной красавицы. Ему очень завидовали, его очень ненавидели, им восхищались. Он заслуживал и того, и другого, и третьего.

В эти дни у меня перед глазами ночная теплица на дедушкиной даче, теплица, пылающая огнями, теплица, набитая людьми, теплица с запотевшими стёклами. Как символично сложилось, что с этим человеком знания и вдохновения мы познакомились именно в дедушкиной теплице, и теплица эта недавно отремонтирована, и сносу ей нет, и старая яблоня возле неё цела, и она, светящаяся в ночи, вполне тянет на геральдический символ учения БЮ и самого БЮ. Сегодня БЮ хоронят на Троекуровском, где много кто похоронен, в том числе и наши родные, и дедушка мой тот самый тоже там лежит.

Источник: https://www.facebook.com/alexander.snegirev.1/posts/pfbid024QxWEvcKoWNGx18BmsuQVZgh4hVnWpvkR8KueSKsLZVGdd1u8hNYAEvw3ymX2Sevl

 

Наташка Житенёва:

Вечная память, Борис Юхананов, мой Учитель, мой Мастер.

Наш. Из всех глаз - одни и те же слёзы: не договорили, не дослушали.

Он говорил особенным образом, особым. Не всем понятно, и не совсем, но точнее не скажешь. О том, чего не ухватишь, не определишь, о том, чего ещё нет. Он делал с нами театр, которого до него не было, он просил играть так, как никто ещё не играл. Мы что-то понимали: кто мозгами, кто кожей.

Он когда-то в 90-е сказал нам, что не уедет, потому что может репетировать только по-русски.

Борис, кажется, не знал ни одного иностранного языка, но он умел договориться с кем угодно и на любую тему, используя несколько известных ему иностранных слов. Какое-то чудо коммуникации.

Такое впечатление, что все за честь почитали его понять. Злились те, кто не умел.

Для нас его речь была живой водой, иногда от переизбытка и позднего часа хотелось бежать, мы убегали на последний поезд метро, а на завтра он говорил уже на другом языке.

У меня нет под рукой записей, так что по памяти. То, что всегда со мной:

«Искусство не может приносить пользу. У тебя есть друг-лошадь. И ты его запряг...»

«Я не гуманист, я Гуманоид» (необходим комментарий)

«Акын бежит от листа бумаги» (Об эврестичной речи, необходим комментарий)

«Сад неуничтожим»

«Смерти нет»

Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=pfbid02iWH6Ntu2igZgguVdWTrGrZL3w44teUa58c8wrWAVfyAUScsvRQSRLfvyhN9k6LuQl&id=100010439923952

 

Serge Kuznetsov:

Я никогда не слышал, чтобы Борис Юхананов рассуждал о политике, о происходящих в стране и мире процессах, однако в связи с его уходом был опубликован важный текст, проливающий свет на его отношение к происходящему. И этот текст полностью резонирует с моими ощущениями. Я еще лет 5 назад опубликовал статью, в которой рассуждал, что миром правит Морок и люди, не понимая что на самом деле происходят, склонны упрощать картину мира. Борис Юхананов для этих же процессов использует термин "Сумрак". Вот его полное интервью.

Ощущение от времени: сумрак.

Он сгустился и определяет собою все происходящее: в культуре, между людьми, между людьми и властью, все покрыто сумраком, и как следствие — ​изматывающей неопределенностью. В сумраке даже знакомые предметы теряют очертания; если поздним вечером выйти из знакомого дома, вдруг все становится не совсем знакомым, расплывается, возникает ощущение потери ориентации в пространстве.

Кстати, хорошо помню годы смерти империи, предперестроечные годы: сумрака не было. Была абсолютная ясность, которая наполняла очень разных людей восторгом перемен. Песня Цоя недаром стала основополагающей: перемены казались вдохновением истории. В 90-е тоже не было сумрака: человек оказывался перед выбором, но различал, в чем собирается участвовать и от чего отказываться. Нулевые годы, которые мы пережили недавно, наполнили наши души смесью скепсиса с эйфорией, но ясность была. Сгущение, постепенное проникновение сумрака в наше бытие произошло в последние три года.

Включить автономные двигатели.

Предчувствуя такого рода метаморфозы, я и выбрал название «Электротеатр». Театр по самому своему призванию является источником света, которым он должен делиться с соотечественниками. Возьмем простую метафору дома: в домах иногда происходят перебои с подачей электричества, но существует простая техника — ​ты ставишь автономный двигатель. Ситуация в театре и внутри художника заключается в том, что надо включить или починить свои автономные двигатели. И не рассчитывать на подзарядку у сумрака. Тем более что есть сумрак вечерний и сумрак предутренний; и большой вопрос, в каком мы теперь находимся.

Ничего не надо делать специально, чтобы быть современными.

Эфрос однажды замечательно сказал: «Ну что современность, современность? Мы никуда не можем деться от современности! Потому что мы сами плоть от плоти этой самой современности!» Не всегда это ощущение Эфроса совпадало с моим, но я всегда его помнил. Иногда просто смотрю на человека, он идет по улице, и он наполнен современностью, ничего для этого не делая. А театру, чтобы работать с современностью, надо приложить серьезные и умные усилия (хотя, скажем, Дюшан в принципе предлагал бездельничать). Но сейчас художественное действие особенно необходимо театру — ​чтобы продолжиться во времени, вместе с временем. И это действие по выработке автономного света.

Театр сегодня центральное для нас искусство.

Наука отошла на второй план, кинематограф обнищал, телевидение подверглось атакам пропагандистского толка, контемпорари арт провинциализировался. Многое обрушилось, а театр остался. Открылись границы. Люди вышли из-под гнета сталинских представлений о системе Станиславского, и театр естественным образом обнаружил свое центральное положение в нашей культуре. Естественно, даром ему это не проходит. Но в нем куча энергии. Добраться до нее не может даже Левиафан своими когтистыми лапами. Человек неистребим в своих дарованиях, а театр — ​наиболее прямой путь к их воплощению, к полной реализации.

В процессах вокруг Кирилла Серебренникова

сигнализирует о себе катастрофа. И в ее эпицентре — «Гоголь-центр». То есть это катастрофа с именем Гоголя в центре, парадоксальный, беспощадный знак. Гоголь — ​из тех художников, которые умели смотреть в лицо катастрофе и отзываться ей гениальной сенсорикой художественного акта. И то, что сегодня вдруг в центре происходящей социальной катастрофы оказалось это имя, означает новый образ времени, где сатира перестает быть самой собой, становится трагедией.

Ясно, что нас всех трясет по-разному.

Мы плывем на одном корабле. Происходит качка, происходит шторм: одних тошнит, другие вцепляются в поручни, третьи бегут в кабину, прячутся под одеяло, четвертые танцуют, срывая с себя одежды. Возможно, в корабле есть пробоина. Но сумрак не дает понять, что происходит на самом деле, осложняет действие. Точное действие — ​вот чего мы сегодня лишены. Мы не знаем, разорван этот мир или нам только кажется, что он разорван. Мне-то кажется, ничего не случилось с единством мироздания, все те же законы, божественные или природные, продолжают управлять миром, вызывая восхищение и страх. Возможно, поэтому происходящее в социуме не оказывает на меня парализующего или допингового воздействия. Да, есть ситуации, в которых необходимо стремительно реагировать, но в целом художнику и человеку необходима дистанция. Высокая дистанция понимания, расчета. Даже самые естественные вещи — ​кого-то бьют, надо вмешаться, — ​требуют одновременно действия и образования различающей дистанции, таков парадокс участия. Сегодня, особенно сегодня, важно внутри театра, внутри человека, внутри общества, которое мы все хотели бы назвать гражданским, но язык не поворачивается, воспитание вот этой плодотворной дистанции. Дающей нам возможность осознания происходящего.

У нас нет (и не могло возникнуть)

гражданского общества, что бы ни думал об этом Мамардашвили, потрясающий философ и человек. Сегодня гражданская позиция — ​это необязательно оппозиция. Это просто участие в жизни общества с обратной связью, когда твое участие может развивать общество, исправлять его или удерживать от ошибок. Но при той технологии коммуникаций, какая есть в отечестве, гражданская позиция — ​это потенциал, он актуализируется в человеке в моменты катастрофы. Она не может нормально осуществляться в повседневности. И это по-настоящему печально.

Не надо спешить с выводами о людях.

Сегодня люди не дают друг другу ошибаться и лишают друг друга свободы высказывания. Приметой свободного общества является право на свободную болтовню. Мы должны иметь право болтать, ошибаться, манифестировать, не отвечая за это всей своей жизнью. Тогда мы ощутим свободу, без которой невозможно развитие. За эту свободную болтовню я сегодня ратую.

А многие ратуют за назидание, право объяснить другому, как надо, как следует. Возможно, это следствие общего сиротства, брошенности. Людям приходится заниматься делом, для которого они по статусу своей судьбы еще не предназначены; приходится брать на себя отцовство, в то время как еще и сыновство в них не прошло свои стадии, и они учат друг друга жить, делая много ошибок.

У нас когда-то была лаборатория ангелической режиссуры, в которой я выучивал простые законы общения с человеком. Личность не должна утверждать себя за счет других при помощи важничанья, агрессии, тоталитарной технологии. Ангелический тип общения — ​без агрессии, без упрощенного понимания власти сегодня еще более актуален, чем тогда.

Я не нахожусь в центре самого себя.

Я себя мало интересую. Каждый раз, когда я делаю спектакль, мне приходится сочинять театр, внутри которого он располагается. Электротеатр — ​это театр режиссуры. Искусство режиссуры фундаментальное, обеспечивающее целостность театра. Художественная автономия, право на художественное своеобразие, не подчиненное вкусам толпы или черни, как говорил Пушкин, право на каприз, прихотливость и сложность, право на своеобразие поэтики, считаю, отвоевано в ХХ веке судьбами не только отечественных художников, но и вообще всех деятелей театра. И расставаясь с этим внутренним правом, режиссер теряет контакт с той самой традицией, о которой так много говорят невежды, принимая ее за обертки из использованных газет.

Театр не место для потребления. Это лицо цивилизации. Потреблять лицо можно только в любви — ​в виде поцелуя, любования. Естественно, за ним надо следить, но лицо есть лицо, его не переставишь в другие места.

Если бы судьба забросила меня в Нью-Йорк

и сказала бы устами какого-нибудь пожилого жука-продюсера: «Боря, сделай мюзикл!» Боря с удовольствием сделал бы мюзикл. Во мне такое слово, как «элитарность», не живет, это реакция людей на то, что я делаю, а не мое самопредъявление. Во мне не было никогда чудовищного антагонизма между Голливудом и авторским кино; развлекательным телевидением и театром. Но да, я не готов мириться с уплощениями, упрощениями. Я — ​за сложное искусство. Стих можно издать миллионными тиражами, а театральная поэзия миллионными тиражами издана быть не может.

Можно написать роман «Сумрак».

В момент засухи в лесу звери идут к водопою, самоорганизуются для общего спасения. В нашем случае это осложняется неожиданно подступившим к лесу и обволакивающим его сумраком. Трудно найти путь к воде, и можно идти не к ней, а, напротив, ​удаляться от нее, шарахаться от силуэтов. Учитывать сумрак или не учитывать его? У человека, идущего по дороге, наполненной двоящимися силуэтами и подступающим к горлу туманом, этой дилеммы нет. Но есть инстинкт, выверенность каждого шага, концентрация внимания. Не поддаваться панике. Не обольщаться обманками. Поэтому планы театра остаются прежними. Мои намерения не меняются, мои сенсоры не загрязняются, продолжается труд. Я начал делать большой проект (может быть, самый крупный за все это время) — ​«Безумный ангел Пиноккио»; работаю с Андреем Вишневским. И это новый опыт драматургии, современная мистерия. С художником Юрием Хариковым мы постараемся выстроить новый мир со своей космогонией.

Есть изнанка событий

и их «знанка». Знанка событий — ​внешнее проявление неурядиц. Изнанка — ​борьба с неурядицами. Была знанка — ​брежневский декаданс, была изнанка — ​декаданс диссидентской культуры. Андеграунд в свое время, поняв бесперспективность того и другого, подпрыгнул и совершил полет над отключкой. И до чего точно не могли дотянуться ребята из КГБ, так вот до этого нирванического полета над отключкой, наполненного весельем неуничтожимого питерского праздника. Все это я пережил в полноте иллюзий, чувств и участия. Это позволило мне разобраться с природой отношений театра и социума.

Существует заказ времени,

который так и называется — ​социальный заказ. И если мы живем в Европе, мы не можем обойти ни проблемы гей-сообщества, ни проблемы эмигрантов: если мы хотим получать деньги, мы должны говорить об этом, делать на эту тему спектакли. Так вот: если мы хотим уничтожить театр как искусство, мы будем при его помощи бороться за так называемую социальную или гражданскую справедливость. Злоба дня потому и злоба дня, что она очень злобна, и если ты начинаешь заниматься ею, ты тоже становишься очень злобным. Это видно в комментариях на фейсбуке, в реакциях, утопающих в злобе. И это один из шоков, которые пережило гуманитарное сообщество, обнаружив не только троллей и подставных, но и то реальное количество ненависти, которое поднимается у нас в ответ на что угодно. Реальность ненависти, которой наполнена страна. Естественно, театр находится в этих растворах. Но если он полностью растворится в них, утратит автономию, он потеряет себя. Потерять себя не хотелось бы.

Источник: https://www.facebook.com/serge.kuznetsov.9/posts/pfbid02qzw9wWk3dgPWmynGRNuv27LJKkWHoP2LVsJJKynQuRt2ELBsBi7pjXCfQzhZrFs3l

 

Глеб Смирнов:

Из разговоров с Юханановым

(выписка из «Артодоксальных бесед»)

— Смотри, мелькнула смешная и немного страшная мысль. Интригой и пафосным финалом многих научно-фантастических фабул является мучительное проявление в роботе, создании человека-творца, искры души: ура, произошло чудо очеловечивания. Творец в нас так радуется, идут финальные титры...

Подобно роботу, созданию рук человеческих, человек - создание рук Божьих, нам говорят.

Точно так же, как у робота эмоция и даже любовь, у человека иногда, посредством чуда, может возникнуть тоже какое-то Шестое чувство.

Да-да, как то, из стихотворения Гумилёва.

И тогда человек начинает понимать Бога, так как Бог и есть наше Шестое чувство.

Крайне редко и в порядке чуда, аккурат как у робота, у которого в результате потрясений возникают, мы мечтаем, эмоции. Тогда робот впервые начинает понимать своего создателя и бога —— понимать человека.

То есть так же, как робот входит в понимание человеческого мира, человек приподнимается до понимания Бога и его самоощущения. А Бог у нас, судя по всему, большой идеалист.

— И человек, и робот в этот момент перепрыгивания через собственную голову прикасаются к творческому исходнику, к «генезису», к той прото-жизни, которая была до него, из которой он сотворился.

— Именно. До робота был когда-то человек, который его создал, не взирая на предостережение Мери Шелли, и радуется и пугается, когда в роботе мелькает что-то от него, то есть душа.

Аналогично и с нами: Бог радуется и пугается, когда в момент пробуждения в нас какого-то высшего понимания мы прикасаемся к тому пусть наивно-идеалистичному, но духовному, из чего мы вышли.

И приходится констатировать, что подобно тому, как человек создал робота, который стал совершеннее его, Бог создал человека, который… тоже стал совершеннее.

— А совершеннее он стал по той причине, что познал и приручил зло, чего Бог не делал и остался, как некий гениальный даун, душевно-инфантилен и наивен в своем обладании добром.

И как же должен радоваться наш Создатель, радоваться и пугаться, когда в человеке редко-редко да просыпается аналог души в роботе — шестое чувство!

— Что это за Чувство, - любовь? Но если и любовь, то не к миру или к Создателю, а то, что было знакомо Богу, его главное «чувство» как Создателя: а именно, творчество — любовь к созиданию, тяга к творению.

— Подведем итоги. Бог есть существо безусловно очень совершенное, творческое и вдохновенное, он чистое перманентное творение, он в частности сотворил-придумал человека. Который, как первые модели роботов, тоже когда-то был очень несовершенным, но модель «человек» оказалась витальная и самообучаемая, самоусовершенствовалась и в итоге стала гораздо развитее чем Бог.

И доказала свою взрослую самостоятельность, решив сама попробовать себя в роли Творца, и создала своего Адама (за новой Евой и их с Адамом размножением не заржавеет - размножатся и населят, как миленькие, Землю).

Каковы будут отношения созданий наших с их Создателем, с человеком? Они будут нас боготворить? Или будут свергать, отрицать, бунтовать?

— и всё-таки… Неужели и Бог, со своей высочайшей Духовностью и жаждой творения, был так недалёк, создав себе на погибель человека? Как недалеки были мы, создав робота?

Источник: https://www.facebook.com/gleb.smirnoff.7/posts/pfbid0eJdaoxyzxaRpaDUfTKPtpRwHpXyLVNxGpE1dkwzZaxQmSLjE6UcMrHZrYwdxbib9l

 

Olga Bochikhina:

Что тут скажешь… Мы его вчера проводили

Сущность, личность, персонаж, персону, Никиту, икара, огненную лошадь, наблюдателя, участника и создателя миров, квантовый компьютер, пиноккио, принца, ворона, пророка, жреца, дримса…можно продолжать еще и еще… как он однажды сказал – в многоголосии. Полифония, партитура, мелодия - музыка сопровождала его до конца, смыслы – тоже до конца, свет – тоже до конца. репетиции окончены, теперь все по-настоящему - небесный театрик полноты и священной игры, в новом объеме сознания. И главная, долгожданная встреча, пронесенная через все годы отчаяния.

не буду я выкладывать совместных фоток…ни к чему это

В день его смерти я читала Данте, и остановилась на переходе с 4го на 5е небо рая.

Остановилась на солнце, после двойного хоровода - все, как он говорил.

Тогда же лил невероятный дождь – все, как он любил. а со вчера – невероятная полная луна.луна и миры….а на сцене во время прощания для меня шел снег, снежный вихрь, в который он и улетел.

Пусть будет этот портрет Олимпии, он вчера весь день на нас смотрел.

Покойся с миром, Мастер. Христос Воскресе!

Источник: https://www.facebook.com/olga.bochikhina/posts/pfbid02ypNinE3Q4YykNbiQFBkqDrvHFtdQsNxWDnbwMp4tJr5EbveDwtYcKtDoeLMc1qzXl

 

Елена Нодель:

Борис Юхананов

30.09.1957 - 05.08.2025

Борис Юрьевич, последние несколько дней хотела Вам написать, прокручивала в голове сообщение: как я благодарна Вам за тот Свет, который Вы смогли нам передать, за ту философию искусства и жизни, которая помогает жить, любить и делать каждый день.

Теперь смогу сказать только когда тоже окажусь Там.

Счастливого Вам полёта, Мастер!

Источник: https://www.facebook.com/lenanodel/posts/pfbid02J96itNdMcsTy2jZ7qptKHQJTmiLSfs4edQ9uS4MNVsJoo1MftArbJTZHX94V5Qchl

 

Евгений Похис:

Когда мы рождаемся после ухода из земной жизни в мир небесный, нас встречают и помогают сохраняя наш образ пройти по пути Человека. Здесь, на земле, Борис Юхананов встречал приходящие в луче души, приглашал их в свой театр и рассказывал о человеке Небесном. И мы слушали, и мы вспоминали.

Источник: https://www.facebook.com/gene.pokhis/posts/pfbid032TGZGj2mwWK9iZLzbFkt4cL8RTBA9n36StxAAi9gqHSa8BFXsSLabBxBNFLSp5UUl

 

Юрий Хариков:

ВЧЕРА ДВА ЧАСА СИДЕЛ ОДИН В КАБИНЕТЕ БОРИ В ТЕАТРЕ. СМОТРЕЛ НА ОПУСТЕВШЕЕ ЕГО КРЕСЛО.

ПЕЧАЛИ, СКОРБИ НЕ БЫЛО. БЫЛА ТОЛЬКО ПУСТОТА...

Источник: https://www.facebook.com/kharikov/posts/pfbid0LGj5h1tPxsCZjvMJ3f2SGam4gu3Y11qUH2sqjxG9ThYeeE4EvjGxhLwpDeHG7jFTl

 

Anna Garafeeva:

Дорогой Борис Юрьевич,

любимый Учитель, Режиссер, Человек. Не нахожу слов чтобы выразить свое горе. Мы так много потеряли сейчас, осиротели. Вы были настоящим Творцом, Мастером, Мистиком, Провидцем, широкой души человеком, который заглядывая в душу, касался ее и открывал огромные МИРы, о которых мы и не подозревали, высаживал САДы. И в моем МИРе благодаря вашему взгляду, вырос прекрасный САД.

Благодарю судьбу, что имела счастье встретить Вас и иметь возможность работать с Вами. Навсегда в моей памяти бесконечные, уходящие в ночь показы наших лабораторных работ, завершающим аккордом которых всегда был ваш выход! Вышагивая в неизменных сапогах с высокими голенищами, вы с вашей неуемной энергий, свободой движения мысли и артистизмом открывали нам какой-то Другой ТЕАТР - ново-процессуальный, ново-мистериальный, сияющий.

Вчера ваше солнце закатилось, но его сияние навсегда в моем сердце.

СПАСИБО вам большое за все!

Покойтесь с МИРом!

Царствия вам небесного!

Источник: https://www.facebook.com/anna.garafeeva/posts/pfbid0KaY6pS9LKmZdWyCxUXpj9x7atjtAoxjs2hXMWRZo1Tw6QFaMQd3aA2RfXfNGojiVl

 

Evgeniya Shermeneva:

За полтора года, наверное, до "Электротеатра", до памятного сбора труппы, где мы сидели рядом, и ждали чего угодно, но все прошло вполне спокойно.

Вспыхивают флеш-бэки в голове, от моей совсем юности и "Мастерских", через "Вишневый сад" в только что открывшемся Центре Мейерхольда, потом много-много всего, и "Сверлийцы", Электротеатр, встречи, спектакли, и последние встречи, когда я только наездами - в его кабинете с Кастелуччи, сидели небольшой компанией. Кусок из сердца, опять, выдернут без наркоза.

Источниик: https://www.facebook.com/evgeniya.shermeneva/posts/pfbid02un7sEGVisKxefH9jKpZQSbmGLocu4edQxw7CqLgWxZjHNWu8LCggeFP3UR9p9J4pl

 

Ромео Кастеллуччи:

Борис был человеком огромной культуры, движимым чуствительностью ребенка. Философом нашего времени, который выбрал язык театра, чтобы смотреть на мир не только черзе спекулятивное и интелектуальное, но и через чувство, до-понятийный инстинкт и непомысленное — так, как это умеют только свободные духом, философы и дети.

Вернуться в детство и его чувство чуда.
Уметь смотреть на вещи с изумлением ребенка.
Вот что делал Борис — он был по-настоящему единственным в своем роде.

Географически мы были далеко друг от друга, и какое-то время не поддерживали связь по причинам, не зависящим от нас, но я могу с уверенностью сказать: я всегда считал его братом — моим русским братом.

И я ясно помню его чуткость и внимание к творчеству других, особенно к призванию молодых художников.
Создатель общего пространства. он сделал театр искусством, которое достойно того, чтобы его видели, обсуждали — и, в конечном счете, любили.

Спасибо тебе за все, что ты сделал, брат Борис. 

Источник: https://www.facebook.com/maria.belyaeva.798/posts/pfbid0NZdnZfQ7niY7haZqAJELMksLcHoWupt1mHB8T1Sk7Q1ho1XJoS25khyriASqLXAal

 

Julia Fedorova:

Сегодня 9 дней со дня смерти моего Мастера Бориса Юрьевича Юхананова.

Мне трудно сейчас о нем говорить.

А не говорить не могу.

Я поговорю тут его цитатами, которые я собирала по разным оказиям - на Золотом осле, на обсуждениях Да! Дауны…, Трактористов, Назидания, на сессиях МИР-6, на прслеспектаклевых обсуждениях МИР-РИМ, на перекурах, просто так.

«Работа людей с любовью - надо отдать, все, что у тебя есть, а потом лежи и восстанавливайся. Из космоса. Не от другого человека».

«Я тебя люблю - это значит ‘я с тобой работаю’».

«Чтобы быть живым, надо работать с архивами, с памятью».

«Интеллигенция - рассадник болезни под названием ненужные иллюзии».

«Для получения опыта получатель должен быть готов».

«Этика начинается тогда, когда ты позволяешь существовать другой системе координат. Тогда возможно взаимодействие. Тогда появляется Другой».

«Подлинное содержание - в иррациональном. Словом не скажешь но без слов невозможно. Рассказать невозможно. Чтобы это играть нужно его прожить. Чувствовать».

«Чтобы возникла среда нужно не козлиться, не ослится по отношению к ней. Нужен легкий пофигизм чтобы возникла среда».

«Для меня нет прошлого настоящего и будущего. Про время могу сказать что это кропотливое сопротивление самому себе. Туда душу тянет. Надо выйти на дистанцию самому себе».

«Время сегодня хочет выбраться на территорию иррациональности».

«Ты думаешь, что ты можешь наебать человечество, сделать вид что ты учишься а потом остаться самим собой?!!!»

«У тебя созревает опять формат. Когда он созревает, ты перестаешь работать. Из под формата в театре сейчас надо ускользать. Лучше быть неотесанным, кривоватым собой, чем в формате».

«Не надо жить в подвалах обустроенного мира. Мир не обустроен. Он меняется постоянно. Надо быть в драйве бытия. Об этом Золотой осел».

«…вырваться быку из под детерминирующей власти красной тряпки современности…»

«Сегодня сладкая выговоренность речи невыносима для культуры и для души».

«Человек одновременно создатель мифа и его участник».

«Интеллектуальная интуиция:

- Текст (vs борьба с логосом)

- Слово (как свобода самовыражения)

- Новая процессуальность - это знак сопротивления. Только здесь можно дать доступ свободе личности.

Интеллектуальная интуиция опережает событие. Иначе нахуя она?»

«Где территории не ангажированного высказывания?? Не в фб. Право не ангажированного высказывания в праве на создание мира - речь, создающая мир.

Ты думал, создаешь мир, а ты его оскорбляешь. И тебя - в тюрьму!!».

«Фб разрезает связи под видом их установления».

Борис Юрьевич Юхананов

30.09.1957-05.08.2025

R.I.P.

Источник: https://www.facebook.com/julia.fedorova.581/posts/pfbid0vgS14ZuvzTCuThvWe13MgsE74B3xGtUGvDooXLcQVgWfgzgZtMBESXoUwviEaFFLl

 

Valerij Zolotukhin:

Прочитал сборник манифестов, статей и выступлений Бориса Юхананова “Театр целиком. Заметки о режиссуре”. В книге есть фрагмент, в котором Б.Ю. рассуждает о том, что смысл и объем новопроцессуального искусства, которым он занимается, становится ясен только через архив: расшифровки репетиций, сотни, если не тысячи часов съемок. Сама эта книжка, конечно, не Архив с прописной буквы, как у Б.Ю., но она дает какое-то удивительное ясное представление о желании Юхананова представить историю своего театра как цельный и последовательный путь, на что работает и цепочка мифов, с помощью которых он описывал себя, и его попытка поставить образ театра-утопии в центр сюжета, и драма ученичества, которая и сдержанно, и очень внятно рассказана через статьи и выступления разных лет. Главное для меня открытие – то, какое важное место в его размышлениях с начала 1990-х занимала "эвристическая речь", смыкавшая его театр с современной поэзией (символично, что в этой книге-монологе среди других голосов есть, например, фрагментик выступления Николая Кононова), и мне правда жаль, что я этого не знал раньше, когда была возможность с ним это обсуждать. Мое знакомство со спектаклями Б.Ю. началось с громоздких опусов периода Фауста (восьмой что ли версии) с их отсылками к каббале и прочими не особо близким мне радостями. Странно, что книга, которая открыла его для меня и сняла дистанцию, стала книгой-прощанием.

Источник: https://www.facebook.com/zolotukhin.valeriy/posts/pfbid02tzaY2zQoaavjzSbD9hF9ifS24iYrqs6AccBo47vuW5VVHNGfmv3hyai8C9HquizMl

 

Молли Таллант:

"Я ПРОСТО ТОТ, КТО ПОЛОН СНАМИ"

Борис Юхананов

Это трёхминутное видео я сняла 13 октября 2012 года на открытой репетиции МИР. Пришла туда, заинтересовавшись анонсом, ничего не зная ни о МИР, ни о самом Борисе Юхананове, но увидев его и услышав, сразу все что нужно узнала, влюбилась, да так и просидела с открытым ртом всю неделю, пока шла эта открытая репетиция. Было это на Курской.

А потом было много чего. Открытие Электротеатра в 2015 на Тверской, например, в который я ходила довольно исправно все эти годы, но ничего близкого по накалу к тому, что было на открытых репетициях, так не испытала. Но я и не рассчитывала на это, мне хватало того, что есть.

Последний раз я видела Юхананова, когда в марте этого года пришла на премьеру его "Сказок Старого Ворона", часть первая "Город Миражей". Он тоже сидел там, где-то с краю, недалеко от сцены. И когда я входила в зал, наши глаза встретились. Его взгляд показался мне потухшим, и щеки... какие-то слишком большие щеки у него стали. Как будто бы чужие. Я его не узнала. Но любить, конечно же, не перестала. Спектакль неожиданно очень понравился, больше всего того, что я видела там за все 10 лет.

И вот, 26 июля я собиралась на презентацию новой книги Юхананова в Электротеатр. Но накануне пришло такое письмо:

"Добрый день!

Презентация книги Бориса Юхананова «Театр целиком. Заметки о режиссуре», назначенная на 26 июля по техническим причинам переносится на начало сезона 2025/2026.

О новой дате и времени проведения мероприятия сообщим отдельно.

Приносим вам наши искренние извинения за доставленное беспокойство.

Всегда рады вам в нашем театре!"

Что ж, буду ждать сообщения о новой дате. А пока еще раз пересмотрю свое видео "Шоу гноя". Оно мне всегда поднимает настроение. Тут Юхананов именно тот, каким я его знаю и люблю. Да и как его не любить такого? Убедитесь сами, посмотрев это видео.

Для удобства восприятия я напечатала большинство слов, которые он произносит в этом видео:

"Спасибо вам, что вы не уходите, что вы с нами.

Я просто тот, кто полон снами!

Об этом мне сказал мой папа.

А после умер. Просто так".

"Это просто шоу. В шоу нет конфликтов. Шоу это радость, которую мы продаем вам. Спасибо вам, что вы не уходите, что вы с нами. Я просто тот, кто полон снами".

"Сейчас вы узнаете, что такое шоу гноя! Вот и название получили. "Шоу Гноя". Помнишь, Хлоя, "Шоу Гноя"?

"Так, ребятки, внимание! Мы арендовали это помещение до двадцати трёх минут девятого. А сейчас двадцать шесть. Надо сматываться. Надо покидать это помещение, как бы вам ни было жалко. Спасибо вам, что вы были с нами, я, как вы поняли, просто тот, кто полон снами. "Шоу Гноя" завершается. Мы срочно сматываемся. Извините, если вас застанут здесь, дорогие зрители, могут быть какие-то неприятности, потому что, в принципе, это помещение арендовано нами до восьми часов двадцати трёх минут".

"А может мне сесть и сделать вид, что я просто зритель? А вдруг они сейчас сразу не придут? Тогда, может, наше шоу продолжить сможем. Просто сядем и подождем. Вдруг они не придут! Такое может быть, кстати. Если они не придут в ближайшие 30 минут, они уже не придут, потому что метро закрывается здесь в 8:30. В нашем городе. В городе снов. Снов."

Источник: https://www.facebook.com/klim.kozinsky/posts/pfbid02UfuputrqzSMftQJ5XgX5XicNvNWPVRtbo7Az1V7JriESCPcaBPs3tpP6DpNvxTztl

 

Дмитрий Липскеров:

Борис Юхананов

Знал я его ещё с 1988 года. Где-то мы встречались — в театральных, актёрско-режиссёрских тусовках. К тому времени я уже начал писать пьесы и как раз закончил «Реку на асфальте». Дал Борису почитать. Ему очень понравилось.

В те годы он, кажется, был режиссёром в театре Анатолия Васильева.

— Я бы, может, и поставил, — сказал он, — но надо мастеру показать.

— Будет здорово, — ответил я.

— Ну, пойдём, познакомлю.

Мы пришли. Васильев разговаривал с каким-то актёром, потом освободился. Подошли. Юхананов сказал:

— Это молодой драматург, принёс почитать пьесу.

На что Васильев, находясь в двадцати сантиметрах от меня, произнёс:

— Передайте, пожалуйста, молодому драматургу, что пьес молодых драматургов я не читаю.

С тех пор, кажется, мы с Юханановым больше не встречались. Но в памяти до сих пор живёт необыкновенное тепло от того, что он — со своим видимым равнодушием — всё же попытался меня познакомить с Анатолием Васильевым.

Спасибо тебе, Борис.

Пока я живу — тепло осталось.

Бориса, к сожалению, уже нет.

Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=pfbid02TYGyr6GJ3FSdXvSE9v8HVFDP4upTFbW7SEiNkg6p1LKfLvhbpTW3GVKLSgcTsQSJl&id=546674045

 

 

Сообщения, которые пришли через форму обратной связи сайта:

Татьяна Быба: Плачу со всеми твоими вселенными... Не забуду никогда.

Саша Никитин: Борис Юрьевич был явленным миру воплощением театрального процесса на протяжении тех 13 лет жизнетворчества, в которые я его знал. В непрерывный художественный поток его речи впадало многообразие нашей современности. Символы мистерии жестоки. Теперь река засыхает. Начинается другое время.

Максим Жеваги: Я знал Бориса Юрьевича еще с 2008 года, я часто с ним разговаривал в театре ШДИ(я был актером соседней лаборатории), Борис Юрьевич был всегда добрым, отзывчивым и всегда сам первый здоровался, зачанал разговор, было одно удовольствие с ним общаться и слушать его. Вечная ему память... Я буду помнить тебя Борис Юрьевич как одного из первых великих деятелей искусства с которыми я был знаком.. Прощай, и прости если обидел когда либо...Вы на всегда в моей памяти.

 

Памяти Бориса Юхананова. Часть 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

457