Проект «Прогулки по маршруту»
17 марта 2024
Суффикс «чка»
Фото Андрея Безукладникова, 1987

Хотим представить вам проект "Прогулки по маршруту в направлении к новой процессуальности". 

Электротеатр Станиславский начал это путешествие по маршруту накануне тридцатилетия трагического события, связанного с гибелью Игоря и Веры Алейниковых. 23 марта 1994 года стало трагической точкой в истории российского андеграунда.

Гибель случилась в таких обстоятельствах, цитируем Глеба Алейникова, брата Игоря: 

«Вскоре Вера, жена Игоря, тяжело заболела, онкология. Ее долго лечили от другого. Когда обнаружились метастазы, было поздно. Но Игорь решил использовать иллюзорный шанс – полететь к хилерам на Филиппины, послушав какую-то знахарку. Эта была последовательность ошибок. Но кто знал будущее: что он найдет деньги, они обо всем договорятся с хилерами, сядут в новый самолет А310, названный именем композитора Глинки, и больше их никто живыми не увидит, потому что пилот посадит за штурвал своего сына, который отключит автопилот и самолет уйдет в “штопор” и разобьется под Междуреченском».

Игорь Алейников. Фото из личного архива Глеба Алейникова
Игорь Алейников. Фото из личного архива Глеба Алейникова

Внутри первой прогулки расположились выставка Андрея Безукладникова "Эхо андеграунда", где будут в том числе портреты Игоря Алейникова, и вечер памяти Игоря и Веры Алейниковых

Андрей Безукладников — фотограф и фотохудожник, чей объектив запечатлел большинство проектов Бориса Юхананова, начиная с самых первых, и заканчивая новейшими работами в Электротеатре. Выставка «Эхо андеграунда» — это портреты представителей неофициальной культуры.

Андрей Безукладников: "Дорогие друзья! Я с большим волнением и радостью приглашаю вас на открытие моей персональной выставки «Эхо андеграунда», которая откроется 18 марта в 18:30 в Электротеатре Станиславский. Вход свободный. Эта выставка – часть масштабного проекта Бориса Юхананова «Три прогулки по маршруту в направлении к новой процессуальности», в котором я принимаю участие. Первая «прогулка» полностью посвящена легендарному андеграундному движению конца 80-х – начала 90-х, духу того яркого и бунтарского времени. На экспозиции вы увидите мои портреты ключевых фигур той эпохи: Тимура Новикова, Петра Мамонова, Жанны Агузаровой, Вячеслава Дрожащих, Андрея Битова, Владимира Сорокина и многих других неординарных личностей, чье творчество стало культурным феноменом. Присоединяйтесь к этому погружению в невероятную атмосферу свободы, протеста и безудержного творчества! До встречи на вернисаже 18 марта!"

Выставка Андрея Безукладникова "Эхо андеграунда"
Выставка Андрея Безукладникова "Эхо андеграунда"

Борис Юхананов: "Я открываю первую прогулку, она целиком и полностью сфокусирована на истории того самого андеграунда, в котором очевидно слышится дыхание Уробороса, и змей укусит свой хвост на третьей прогулке, а сейчас он оживает. Перед вами портреты, созданные Андреем. Он мастер по управлению Уроборосом. Посмотрите, как прекрасно его мастерство. Прогуляйтесь среди портретов того времени, выбирая любой маршрут, разглядывая эти портреты, как положено на прогулке. Вы всегда увидите то, что должны увидеть. И я счастлив, что Электротеатр может вам подарить такое свободное обращение с вашим взглядом."

Для тех, кто хотел бы подробнее узнать об этих и других фотоработах, мы недавно опубликовали большое интервью с Андреем Безукладниковым изданию Desiiign

Открытие выставки состоится в 18:00
Вечер памяти — в 20:00

Фойе Электротеатра Станиславский

Вход на оба мероприятия бесплатный по регистрации

 

Что такое "Прогулки по маршруту"?

Полное название — "Прогулки по маршруту в направлении к новой процессуальности". Это проект Бориса Юхананова, представляющий собой особого рода путешествие. Оно будет проходить в разных локациях, формах и типах мероприятий: выставки, кинопоказы, инсталляции, публичные беседы и многое другое. Борис Юхананов, начав исследование новопроцессуального метода еще в середине 80-х годов, продолжает развивать его уже более тридцати лет. На пути каждого его проекта рождались новые размышления о природе процессуальности (будь то театр, видеоискусство, графика или письмо), что отражалось как в текстах, так и в практической части работы.
Подробнее об этом можно узнать из сборника текстов о новопроцессуальном методе

 

Можно ли присоединиться к "маршруту" не сначала?

Можно. Как и многие проекты Бориса Юхананова, новопроцессуальный проект "Прогулки по маршруту" позволяет прокоснуться к себе в процессе своего развития. А наш архив поможет сориентироваться на этом маршруте — подскажем, каков контекст и что почитать, чтобы его понять.

 

Как это связано с "Книгой висячих садов"?

Этот проект по вокальному циклу Арнольда Шёнберга был показан в Электротеатре в формате инсталляции "Опера нон-стоп" с 13 по 17 марта. Как пишет Борис Юхананов в своем тексте "Капсульное время", "основание перформативного ландшафта, в котором прокладываются тропы для зрителей, принимает на себя трагику цикла включением мотива сада чёрных тюльпанов: издалека похожие на точки, цветы напоминают похоронную процессию, следующую за объектом. Каждая сцена является замкнутым циклом, тем самым воплощая капсульное время". 

Кристина Матвиенко: Арнольд Шёнберг написал вокальный цикл на стихи поэта Штефана Георге, в котором коллаж из стихов нелинейно рассказывает историю любви двух молодых людей, пребывающих в райском саду, который скоро постигнет катастрофа. Сам Шёнберг говорил, что его не интересует прямая связь музыки со словами - но волнует то, как одна мысль, поэтическая, встречается с другой, музыкальной. Сделав открытие в области нового типа связей между голосами и назвав его “пантональность” или “додекафония”, Шёнберг эту связь реализовал в самом принципе столкновения модуляций в одном произведении. В опере “Книга висячих садов” принцип додекафонии воплощен и музыкально, и визуально: статичные позиции вокалистов, их яркие костюмы и фантастический грим, их медитативное пение контрастируют с испещренным черными нотами пространством “сада”, в котором разворачивается сюжет. В своем житейском обосновании сюжет основан на личной драме четы Шёнбергов, приведшей к самоубийству возлюбленного Матильды Шёнберг, художника-экспрессиониста Рихарда Герстля. В мифологическом смысле этот сюжет можно помыслить как схождение Диониса в ад, после которого аполлоническое торжествует. Висячие сады как метафора ландшафтного театра тоже имеет отношение к “Опере нон стоп”, поскольку у зрителя есть возможность свободной прогулки между развешанными на стенах экранах и внутри звучащей музыки Шёнберга.

Прохождение этих троп предшествовало первой прогулке, а уже на следующий день, 18 марта, зрителю предлагается отправиться в путешествие по маршруту.

 

Что будет после выставки "Эхо андеграунда" и вечера памяти?

Сейчас мы анонсировали только начало первой прогулки. Скоро мы представим последующие точки на ее пути, а затем и маршруты других прогулок. Следите за новостями!