Фотоистория: «Галерея-оранжерея»
14 сентября 2020
Фото Алексея Васильева

Даже в рамках одной рубрики «Фотоистория» мы то и дело возвращаемся к проекту «Сад» — масштабному и многосложному. «Сад» вмещал в своем мистериальном пространстве множество подпроектов, многие из которых не были строго театральными. Сегодня расскажем о «Галерее-оранжерее» — точке соприкосновения «Сада» с музейной территорией.

Этот кадр сделан Алексеем Васильевым в 1991 году. На нем фрагмент действия "Сада" и Владимир Яшкин, игравший Лопахина. За спиной актера видно пространство, казалось бы, беспорядочно загороможденное разными вещами. Это и сеть "Галерея-оранжерея", в пространстве которой некоторое время обитали "садовые сущетсва". Проект "Сад" не был замкнутой на себе группой, а напротив — зачастую устраивал подобные "встречи с городом". Суть "Галереи-оранжереи" была в том, что участники матстерили собственные арт-объекты и выставляли их от имени своих персонажей. Как пишет Леда Тимофеева, "так реализовывалась педагогическая стратегия Юхананова по воспитанию универсальных художников". Среди объектов Раневской, интерьеров Лопахина, стола и окна Пети Трофимова и других инсталляций для зрителя игрались фрагменты спектакля «Сад», проходили открытые репетиции.

Один из участников проекта Дмитрий Троицкий так писал о замысле: Особенность «Га­лереи-Оранжереи» заклю­чается в том, что она порождена целокупно: замы­сел формы галереи и выставленных в ней объектов — это не причуда, а образ, навеянный Садом, про­странством мира-мифа. В этом смысле центральный экспонат, предлагаемый вниманию посетителя, са­ма Галерея-Оранжерея со всем тем, что почти еже­дневно в ней происходит: от публичных монтировок, лекций, перформансов, ба­летов, презентаций, риту­алов, открытых репети­ций, кино- и видеопросмотров до спектакля по каноническому тексту А. П. Чехова, играемого в виде театрального абоне­мента на протяжении че­тырех вечеров. И вся эта программа буквально ок­ружена садовыми объек­тами, собственно экспози­ционным пространством, которое тоже изменяется, раздвигается, примеряет новые формы, то мимик­рируя под театральную сценографию, то произра­стая музеем внутри иду­щего спектакля (худож­ник-сценограф — Юрий Хариков). В «Галерее-Оранжерее» разрабатыва­ются некоторые новые принципы «искусства экс­позиции» — искусства со­здания особого «музейно­го» пространства, вызыва­ющего доверие в каждой своей точке, образующего целостную реальность, покрытую не материаль­ной, но бытийной ценно­стью. Выставленные в Галерее вещи — это не ре­квизит для спектакля и не иллюстрации к чеховско­му тексту, хотя они могут и оказываться таковыми.
Источник

Другие арт-объекты "Галереи-оранжереи"