Продолжаем представлять фильмы, которые мы недавно выложили в открытый доступ. Режиссер Александр Белоусов создал трехчастный видеофильм «Голем», посвященный одному этапу жизни проекта «ЛабораТОРИЯ. Голем», над которым Борис Юхананов работал более семи лет. Один фильм — один акт «спектакля». Почему слово «спектакль» в кавычках, поймете, когда посмотрите фильм.
Редактор архива Анна Павлова задала несколько вопросов Александру Белоусову.
А. П.: Вы создали этот фильм, когда «Голем» еще игрался?
А. Б.: Когда мы делали фильм, спектакль "Голем" уже не игрался.
А. П.: Вы были зрителем проекта?
А. Б.: Я был на том спектакле, который стал основным материалом фильма.
А. П.: Если следовать логике самого проекта, стремящегося расти за счет включения собственных отражений и комментариев, можно ли сказать, что фильм — это тоже часть проекта «Голем» или напротив — это попытка дистанцироваться и осмыслить его со стороны?
А. Б.: Думаю, фильм — продолжение этой игры в отражения, да.
А. П.: Идея поместить рядом кадры с показа в Вене и реконструкции этих показов в Москве была изначально такой? Или в процессе отбора материала и монтажа проявился этот сюжет?
А. Б.: Мысль плести фильм из двух реальностей — Вены и Спектакля — была мне предложена, естесственно. Материал с равом Менахемом Фруманом предложил я — сам же его и снимал за несколько лет до Вены на семинаре в Подмосковье и помнил, что он — чудесный.