Статья в журнале «Театр»
Журнал «Театр» выложил в архив №40 за 2019 год, в котором есть статья о новой процессуальности. Изначально это была учебная работа (ВКР) выпускницы РГИСИ Анны Павленко. По просьбе редакции был написан новый текст, обобщающий исследование.
Новое процессуальное искусство или новая процессуальность — понятие, предложенное режиссером Борисом Юханановым еще в конце 1980‑х годов. Множество его аспектов перекликаются между собой и, как правило, существуют неразрывно. Новая процессуальность — это не просто режиссерский метод, это целая стратегия, которая включает в себя и методологию, и философию, и теорию. Есть, например, большой корпус текстов, написанных Юханановым более чем за тридцать лет, в которых отражены многие открытия, совершенные в ходе практических занятий, акций, процесса работы над проектами.
Рассказывая о своей учебе на курсе у двух мастеров, Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева, и объясняя модель работы Васильева с актерами, Юхананов вспоминает: «Надо было обучаться тому, чтобы слова сразу включали внутренний организм актера и запускали в нем игру. Это не вообще литература, не вообще рефлексия, не вообще слова, а особая лексика. Ее трудно определить, но в практике она становилась совершенно очевидной». Любопытно, что этот подход был равно справедлив как для разбора конкретного текста пьесы и роли, так и для режиссуры в целом. Выход за рамки устоявшейся со времен Станиславского театральной терминологии Юхананов называет «освобождением от лексического захвата» — когда попытка отозваться на собственное сочинение порождает необходимость новой лексики. Это во многом впитанное с васильевской школой стремление связано и с нежеланием создавать что‑либо способное уместиться в формат, что‑либо раскладываемое по устоявшимся критериям.
Театроведческое осмысление опытов Юхананова только подчеркивает эту неформатность — когда в рецензиях слышится интонация недоумения, а не вполне удачные попытки разъяснить устройство того или иного проекта с помощью имеющегося понятийного аппарата подтверждают правомерность приставки «новая» в процессуальных опусах режиссера. Время его первых работ с группой «Театр Театр» и проекта «Сад» стало важнейшим опытом взаимовлияния режиссуры и критики: когда новый театр стал формировать особый театроведческий подход и способ отклика на спектакль.