Даже в рамках одной рубрики «Фотоистория» мы то и дело возвращаемся к проекту «Сад» — масштабному и многосложному. «Сад» вмещал в своем мистериальном пространстве множество подпроектов, многие из которых не были строго театральными. Сегодня расскажем о «Галерее-оранжерее» — точке соприкосновения «Сада» с музейной территорией.
Этот кадр сделан Алексеем Васильевым в 1991 году. На нем фрагмент действия "Сада" и Владимир Яшкин, игравший Лопахина. За спиной актера видно пространство, казалось бы, беспорядочно загороможденное разными вещами. Это и сеть "Галерея-оранжерея", в пространстве которой некоторое время обитали "садовые сущетсва". Проект "Сад" не был замкнутой на себе группой, а напротив — зачастую устраивал подобные "встречи с городом". Суть "Галереи-оранжереи" была в том, что участники матстерили собственные арт-объекты и выставляли их от имени своих персонажей. Как пишет Леда Тимофеева, "так реализовывалась педагогическая стратегия Юхананова по воспитанию универсальных художников". Среди объектов Раневской, интерьеров Лопахина, стола и окна Пети Трофимова и других инсталляций для зрителя игрались фрагменты спектакля «Сад», проходили открытые репетиции.
Один из участников проекта Дмитрий Троицкий так писал о замысле: Особенность «Галереи-Оранжереи» заключается в том, что она порождена целокупно: замысел формы галереи и выставленных в ней объектов — это не причуда, а образ, навеянный Садом, пространством мира-мифа. В этом смысле центральный экспонат, предлагаемый вниманию посетителя, сама Галерея-Оранжерея со всем тем, что почти ежедневно в ней происходит: от публичных монтировок, лекций, перформансов, балетов, презентаций, ритуалов, открытых репетиций, кино- и видеопросмотров до спектакля по каноническому тексту А. П. Чехова, играемого в виде театрального абонемента на протяжении четырех вечеров. И вся эта программа буквально окружена садовыми объектами, собственно экспозиционным пространством, которое тоже изменяется, раздвигается, примеряет новые формы, то мимикрируя под театральную сценографию, то произрастая музеем внутри идущего спектакля (художник-сценограф — Юрий Хариков). В «Галерее-Оранжерее» разрабатываются некоторые новые принципы «искусства экспозиции» — искусства создания особого «музейного» пространства, вызывающего доверие в каждой своей точке, образующего целостную реальность, покрытую не материальной, но бытийной ценностью. Выставленные в Галерее вещи — это не реквизит для спектакля и не иллюстрации к чеховскому тексту, хотя они могут и оказываться таковыми.
Источник