О "Наблюдателе" и "Мизантропе" с точки зрения
рок-культуры
3 марта 2020
Фото Андрея Безукладникова

В "Петербургском театральном журнале" вышла статья о переплетениях театра с рок-культурой. Первая часть — исторический экскурс, в котором речь идет о спектаклях 1980–1990-х годов, в том числе о проектах Бориса Юхананова "Мизантроп" и "Наблюдатель".

Анна Павленко: Жадную потребность советской молодежи в западной музыке осмысляла и драматургия. Одним из важнейших драматургов той эпохи был Алексей Шипенко. Его пьесы говорили о времени гораздо больше, чем транслировало робкое шевеление умов их маргинальных персонажей: одновременно была и артикулирована та растерянность, в которой пребывали люди, и показаны возможности драматургии как потока — когда читатель/зритель может просто засвидетельствовать фрагмент жизни, которая уже была до первой сцены и не закончилась с последней. Бесприютный быт молодых людей, одержимых музыкой, был описан в самой известной пьесе Шипенко «Смерть Ван Халена» (впервые она будет поставлена только в 1993 году — Семеном Спиваком в Молодежном театре на Фонтанке), а тема разочарования в музыке была продолжена в «Наблюдателе», по которому в 1988 году поставил спектакль Борис Юхананов. История музыканта, исчерпавшего в себе музыку и саму жизнь, перекликалась с сотнями романтических образов советской рок-культуры, а обстановка концерта-квартирника (игрался в 1988 году в «Квартире № 4» в театре «Школа драматического искусства» на Поварской) была хорошо знакома всем, кому посчастливилось слушать вживую БГ, Алексея Хвостенко, Александра Башлачева и других. Кстати, именно СашБаш — ни на кого не похожий поэт-одиночка, художник «без кожи», трагически остро чувствовавший коллизии времени, — фигура, на которую режиссер оглядывался при создании спектакля. Сохранилось знаменитое интервью Юхананова с Башлачевым, взятое режиссером специально для «Наблюдателя», оно звучало фоном в спектакле. Этот опус о поколении 80-х некоторое время игрался в формате открытой репетиции при зрителях, но не дожил до премьеры в театре Анатолия Васильева, поскольку Юхананову пришлось уйти оттуда (премьера состоялась на фестивале «BerlinFestspiele» на сцене берлинского театра «Метрополь»).

Особенности художественного мира Шипенко в тот момент были созвучны нежеланию театра рассказывать истории последовательно, от начала к концу. Редуцирование понятия «события» и как бы топтание на месте вместо последовательной цепочки действий; излишнее многословие и стремление выговорить все, но в результате не сказать сущностного, что бы могло двигать действие; замена реальных событий флешбэками и фантазиями — все эти свойства пьесы подсказывали и спектаклю уникальную джазовую структуру. Невозможность крупных фигур, громогласных речей, морализаторства — отражение реального измельчания времени, когда уверенность была только в том, что все неустойчиво и туманно".

Читать полностью

А у нас в архиве есть видеозапись "Наблюдателя" в двух частях