Проект Бориса Юхананова «Сад» – целая эпоха в жизни «Мастерской индивидуальной режиссуры». Он рос и преображался более десятилетия. Об этом можно подробнее узнать из нашего лонгрида в разделе «Миры».
Архивирование публикаций о «Саде» вслед за самим проектом – процессуально. На этот раз раздел архива пополнился подборкой различных текстов: как «внутренних», содержащих прямую речь участников, так и отражающих впечатления зрителей, журналистов, критиков.
В период с 1989 по 2001 год «Сад» прошел восемь перерождений. Немаловажная часть работы касалась разбора текста – чеховское слово тщательно дегустировалось. В соответствии с каждой новой максимой, провозглашаемой на том или ином этапе «Сада», менялся и разбор текста. Часть тезисов изложено в одном из программных эссе Бориса Юхананова «Любовь к перфектам и садам», опубликованном в журнале «Московский наблюдатель» в 1993 году.
В интервью Дмитрию Бавильскому 1995-го года Борис Юхананов рассказывает о замысле проекта и о том, какие перемены происходили с каждой новой регенерацией: о персонажах, о разборе текста и других метаморфозах.
О «Саде» писали и в зарубежной прессе. В 1997 году в польском журнале Didaskalia выходит интервью Юхананова театроведу Наталье Якубовой.
За свою продолжительную жизнь проект вобрал в себя огромное количество художественных сочинений самого разного типа. Его жизнь не ограничивалась строго театральным опытами: принцип интеграции различных видов искусств, курс на универсальность предполагали широчайшее поле деятельности. Например, в проекте «Галерея-Оранжерея» (1991) были представлены арт-объекты, рожденные фантазией жителей Сада: экспозиция включала вещи Лопахина, Раневской, Пети Трофимова и других.
Об опытах группы «Му-зей» (художники, проводившие акции в выставочных пространствах) внутри «Сада» пишет «Независимая газета» (октябрь, 1992), студенческая газета РГГУ (февраль, 1993), газета «Сын отечества» (февраль, 1993) и "Учительская газета" (март, 1993).
Недавно мы публиковали материалы о «садовом балете», который родился во второй регенерации «Сада»: две постановки «Санкт-Петербургского маленького балета» на сцене Эрмитажного театра – «Цикады» (1993) и «Три грезы» (1994). В раздел добавлена еще одна заметка – от «Коммерсант-Daily».
В 1994 году в Майкл Хоу, Форрест Роу (Лондон) состоялась премьера 3-й регенерации «Сада» в рамках Третьего международного семинара имени Михаила Чехова (Third Michael Chekhov International Workshop). Тогда же прошли показы в театре «Саусворк Плейхауз». Корреспондент Коммерсант-Daily видел спектакль на семинаре им. М. Чехова.
Вернувшись из Великобритании, студенты «МИР» продолжали играть 3-ю регенерацию «Сада» в театре «Школа драматического искусства», а в выставочном зале на Тверской, 25 проходила выставка садовых костюмов. Об этом статья «Народной газеты».
В СМИ тех лет о «Саде» печатают статьи самых разных направлений – от исторических раскопок по следам «Кратовской мистерии» до попыток авторов статей составить собственное «введение в проект».
Борис Юхананов не единожды был гостем в киевском центре современного искусства «ДАХ», которым руководил один из его учеников, Владислав Троицкий. Через пару лет Юхананов начнет в этом пространстве свой новомистериальный проект «Кристалл» (1998), а в 1996 году, как пишут «Киевские ведомости», «в целях учебных и общеинформационных». Публикуем ещу одну заметку об этой встрече, про «опыт непотребительского отношения к искусству».
Опыты Юхананова и «МИР» держали во внимании и польские театроведы. В интервью Didaskalia режиссер рассказывает Катажине Осиньской о пути от «Сада» до «Дворца» (освоение пространства мольеровской пьесы «Дон Жуан» проложило путь к следующему эволюционному проекту «Дворец», в который Мастерская отправилась в 1998 году). Польский театровед Марыля Зелиньска в «Московском наблюдателе» рассказала о 5-й регенерации «Сада» в театре «Школа драматического искусства» и об участии в спектакле людей с синдромом Дауна. В разделе архива, посвященному проекту «Дауны комментируют мир», добавлено интервью Бориса Юхананова «Художественному журналу» (1998 год).
И напоследок, в качестве материала для медленного чтения, публикуем «Правдивую повесть» (1999 год). Ее автор Оксана Великолуг была свидетельницей метаморфоз «Сада» и «подмастерьем Мастерской индивидуальной режиссуры», а через несколько лет стала одной из главных героинь в другом проекте – «Повесть о прямостоящем человеке».
P.S.: А еще советуем изучить визуальный контент архива – «садовую графику».