Издательство «Театр и его дневник» выпустило новую книгу Бориса Юхананова «Проект Фауст». В дополнение познакомим вас с материалами архива об этом проекте.
История проекта «Фауст» начинается в 1996 году. Тогда в Центре современного искусства родилась акция «Фауст-Арт», в рамках которой Борис Юхананов предложил перечитать текст Гете на видеокамеру ярким персонажам арт-сообщества того времени. Основным тематическим ядром был мотив желания Фауста получить молодость, заключая договор с дьяволом. Поколение 90‑х, пройдя через все перипетии жизни страны, окунувшейся в метаморфозы, созрело для их осознания. Само время, как Мефистофель, предлагало художнику новые возможности и способы существования.
Следующим этапом, на котором режиссер снова обратился к тексту Гете, стал проект «Кристалл», который начался в Киевском центре современного искусства «ДАХ» в 1997 году. Проект сверкал четырьмя гранями, каждая из которых располагалась в пространстве конкретного текста: Первая грань — «Книга Иова», Вторая — «Стойкий принц» Кальдерона, Третья — «Фауст» Гете и Четвертая — «Этюды о любви». Пересечения фабул двух великих европейских драматических текстов со священным текстом «Книги Иова» и современными любовными историями образовали сияние этого кристалла. С одной стороны, история о праведнике, на долю которого Господь посылает тяжелейшие испытания, полная трагизма судьба принца Фернандо, стойко охраняющего свою веру в войне двух религий, Фауст, подписывающий договор с Мефистофелем в обмен на молодость и новое знание о мире. С другой, — «Этюды о любви» — новеллы первых встреч и последних расставаний.
В 1999 году Юхананов начинает новый эволюционный проект-спектакль «Фауст» по первой части трагедии Гете, воплощенный в нескольких редакциях. Премьера первой редакции спектакля прошла в 1999 в рамках фестиваля «Пушкин и Гете» и длилась около 6 часов. Она включала в себя фактически всю первую часть «Фауста», в том числе «Посвящение», «Театральное вступление», «Кухню ведьмы» – до этого на русской сцене никто не решался на постановку такого объема от трагедии Гете. Пять редакций создавались в рамках Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР), к Четвертой и Пятой подключились участники ЛАР, часть из них составляли выпускники актерско-режиссерского курса в ГИТИСе (1997 – 2002), которым руководил Юхананов. Развиваясь внутри проекта, спектакль сократился до 3,5 часов, однако главный принцип долгое время оставался неизменным: актёры, игравшие Фауста и Мефистофеля, менялись местами, они двойники, взаимные alter ego. Для спектакля «Фауст» Юхананов разрабатывает новый миф — миф о божественной пьесе, срежиссированной Творцом ради пробуждения человеческой души.
Сменив несколько территорий и групп участников, этот проект к 2008 году превратился в широкое движение внутри театра «Школа драматического искусства» «Лабораторию игровых структур. Фауст», которую совместно возглавляли Борис Юхананов и главный режиссер театра, новый исполнитель роли Фауста Игорь Яцко. В какой‑то степени, Шестая редакция «Фауста» рождена «Лабораторией». Зритель имел возможность видеть не только конечный результат работы: долгое время спектакль игрался параллельно с открытыми лабораторными показами, отражавшими внутренний процесс зарождения, обычно остающийся «за кадром». Позже Лаборатория прекратила свое существование, а сам спектакль еще несколько сезонов игрался на сцене театра «Школы драматического искусства».
• 1999 «Фауст» по И. В. Гете, спектакль на фестивале «Пушкин и Гете», МТЮЗ, Москва. Премьера состоялась при дружеской поддержке Институт Гете
• 1999 «Фауст: 2‑я редакция». Москва, Российский Академический Молодежный Театр
• 2001 «Фауст: 3‑я редакция». Мастерская индивидуальной режиссуры (МИР) и продюсерский центр «Позитив». Премьера 15 марта 2001 г. в Театре им. Станиславского (Москва) в рамках III Всемирной театральной олимпиады
• 2002 «Фауст: 4‑я редакция». Драматический театр им. Станиславского
• 2003 «Фауст: 5‑я редакция». Театр «Школа драматического искусства»
• 2009 «Фауст: 6‑я редакция» Театр «Школа драматического искусства»
Расшифровка презентации книги «Проект Фауст» (октябрь, 2018)
Программка к спектаклю (2009)
Интервью Бориса Юхананова об истории создания «Фауста» (Газета.ru, 2009)
Фотографии Андрея Безукладникова, Виктора Сенцова, Валерия Сыроваткина, Алексея Васильева, Владимира Пермякова, Софии Минасян
«Теория, мой друг, суха...» (Михаил Фихтенгольц, газета «Культура», 1999)
Марина Максимик о спектакле (2001)
«Маленький танец большого бога Генриха» (Керстин Холм, Frankfurter Allgemeine Zeitung, 2001)
«Игра на повышение» (Елена Ковальская «Афиша», 2009)
«Эволюция метаморфоза» (Леда Тимофеева, Сине Фантом, 2009)
«Высокое авторство» (Леда Тимофеева, Театральная жизнь, 2009)
«Фауст – отцеубийца» (Дмитрий Бавильский, Частный корреспондент, 2009)
«Игры с Фаустом» (Алена Карась, Российская газета 2009)